ЗВЕЗДЫ
ЗВЕЗДЫ

Анна Павлова: дама и балет

Анна Павлова: дама и балет

Анна Павлова – великая русская балерина прошлого века. Она первой исполнила знаменитого «Умирающего лебедя» и кардинально изменила образ балерины. До нее танцовщицы балета были крупными мускулистыми барышнями, а Павлова ввела моду на хрупкость и миниатюрность. Кроме того, именно она придумала подкладывать в пуанты кусочек пробки.

Анна Павлова родилась в Российской империи в 1881 году. Вокруг ее происхождения до сих пор ходят разные слухи, ни один из которых не подтвержден реальными фактами или документами. Официально ее отцом считается отставной солдат Матвей Павлов, он же, по словам известного историка театра Александра Васильева, является Шабетаем Шамашем. Шабетай приехал в столицу из Евпатории и взял фамилию жены Любови Павловой, матери Анны.

По другой версии биологическим отцом балерины является банкир Лазарь Поляков, в семье которого Любовь Павлова служила. Перед рождением ребенка она уехала и растила дочь одна. Первое воспоминание Анны связано с их маленьким домом в Петербурге, в котором они жили вдвоем очень бедно.

Несмотря на постоянную нехватку денег, мать ухитрялась радовать девочку неожиданными сюрпризами. Одним из них стал поход в театр. Это был балет «Спящая красавица» в Мариинском театре. Едва зазвучала музыка и на сцене появились танцоры, маленькая Анна замерла в восхищении. Этот необыкновенный вечер балерина вспоминает как переломный момент в своей жизни, после которого она бесповоротно влюбилась в балет.

Ресурс Большой воронежский форум

Анне Павловой было всего 8 лет, когда мама привела ее в школу танца. Однако по правилам, существующим тогда в мире балета, учениц принимали только с 10 лет. Два года девочка провела в мучительном ожидании и вот, наконец, была принята в Императорскую балетную школу.

Дисциплина в этом заведении была железной, но именно это позволяло выпускникам овладеть в совершенстве ценной классической техникой. Анна Павлова признавалась, что практически не замечала спартанских условий проживания и обучения, так она была поглощена самими занятиями.

Только одна неприятность омрачала ее жизнь – физический недостаток, которым не должна была обладать балерина в те годы. Это была хрупкость Анны, от которой она пыталась избавиться с помощью интенсивного питания и приема рыбьего жира. Однако пользы от этого было немного.

На последних курсах обучения педагог Павел Гердт заметил другую сторону этого качества. Он внушил Анне, что ее миниатюрность – это редкий дар, а не проклятие. Благодаря этому балерина была очень пластичной и могла выполнять движения с особой грацией, которая не была присуща другим танцовщицам.

В 1899 году на сцене Мариинского театра состоялся дебют Анны Павловой. Некоторое время она играла второстепенные роли, т.к. руководство театра не доверяло никому не известной балерине без связей и имени. Однако уже в 1900 году она получила одну из основных партий в спектакле «Пробуждение Флоры», а в 1902 году внесла свою трактовку в образ Никии в «Баядерке», навсегда изменив технику исполнения этой героини. То же самое она сделала с образом Жизели.

В 1903 году Анна Павлова танцевала на сцене Большого театра, с которого началось ее шествие по городам Росси, а позже и в другие страны. Столько гастролей, сколько было у Павловой, не было еще ни у одной балерины. Вскоре танец привел ее в Париж, где Анна стала основной участницей знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В составе его труппы она приобрела мировую известность, однако вскоре ушла.

В 1910 году Анна Павлова основала собственную труппу, для которой сама ставила спектакли и миниатюры. Среди них – «Ночь», «Стрекоза» и «Вальс-каприз». Гастроли Павловой продолжались в течение 22 лет вплоть до ее смерти в начале 1931 года. Спектакли шли каждый день, лишь изредка балерина позволяла себе день отдыха. Чудовищная усталость была ее постоянным состоянием, но она не могла сравниться с радостью, которую она испытывала, танцуя для своих зрителей. В 1914 году она окончательно покинула родину, однако в трудные послереволюционные годы всячески поддерживала учащихся балетной школы, переводя крупные суммы. Также объектами ее благотворительных действий были голодающие Поволжья и другие нуждающиеся соотечественники.

Источник - www.justlady.ru